Москва

Российская Федерация

+7 916 288 38 76 

89162883876@mail.ru

Пн - Вс : 9:00 - 20:00

Время работы
 

Полёт над водой: что такое гидрофойл и почему подводные крылья — это хорошо

       Гидрофойл позволил водным судам летать. Новые, не достижимые ранее, скорости, эффективность хода и экономия топлива дали конструкторам достаточно мотивации что бы начать преодолевать конструктивные сложности и проблемы управления.

Начав с военной сферы, гидрофойл ворвался во все остальные: гражданское судоходство, катера, яхты, парусный спорт, виндсёрфинг, кайтсёрфинг.

Применение гидрофойлов в судоходстве, как в военном, так и гражданском – это отличный способ получить высокую скорость передвижения при относительно низких энергозатратах. В свою очередь экстремальные виды спорта получили поистине уникальный эффект полёта, что крайне положительно сказалось на количестве и качестве эмоций, получаемых спортсменами.

Что такое гидрофойл?
Сноукайтинг на сноуборде

       Подводный плавник или крыло с плоской или криволинейной крылообразной поверхностью, предназначенный для подъема движущегося судна или корабля за счет подъёмной силы, образованной при взаимодействии с водой по которой движется судно. Суда на подводных крыльях могут поднимать корпус лодки над водой по мере увеличения скорости, а возникающее в результате снижение сопротивления обеспечивает более высокую скорость без увеличения мощности.

В состоянии покоя или медленном движении судно на подводных крыльях поддерживает свой вес за счет собственной плавучести, но по мере увеличения скорости подъёмная сила подводного крыла увеличивается и становиться способна нести все больший вес, пока корпус корабля не поднимется над водой. Суда на подводных крыльях значительно быстрее судов обычной конструкции.

Слово гидрофойл (Hydrofoil) является составным и состоит из слов hydro и foil. Hydro: Имеет значение ‘относящийся к воде, водному пространству, от греческого hydōr - вода, влага. Foil: Тонкий лист металла, дословно можно перевести на русский, как "плёнка", "фольга", "рапира", а так же "сорвать" или "срывать".

До заимствования иностранной лексики, в России использовалось слово водолёт.

История гидрофойла или первые суда на подводных крыльях
Первый гидрофойл

    История судов на подводных крыльях достаточно туманна. Так как скорее всего, челловек, действительно первым применивший подводное крыло, остался неизвестным. Однако считается, что первым человеком, успешно катавшимся на подводных крыльях, был итальянец Энрико Форланини. Он сделал это в 1906 году, в Милане, Италия. Во время испытаний на озере Маджоре его корабль с лестничной системой крыльев достиг максимальной скорости 68 км/ч (42,5 миль в час).

Первое судно, используемое на практике и достигнувшим скорости 115 км/ч, было разработано союзом двух изобретателей - Фредерик Уокер Болдуин (1882 – 1948), также известный как Кейси Болдуин и Александр Грэм Белл (1847 - 1922 года).

Только в 1960-х годах суда на подводных крыльях начали становиться популярными. Именно тогда многие компании начали массовое производство судов на подводных крыльях.

Где применяются и какими бывают гидрофойлы?
Гидрофойл в военной сфере

Применение в военной сфере

Первая известная попытка применения подводных крыльев в военном судоходстве была предпринята в 1941 году в Германии. Катер на подводных крыльях BC-6 был разработан для использования в качестве минного заградителя (массовая установка мин). BC-6 весил 17 тонн и мог набирать скорость 90 км/ч (48 узлов), что являлось очень хорошим результатом для того времени. Первый военный катер был очень быстрым, мог нести большую полезную нагрузку и мог преодолевать минные поля. Негативной стороной оказалась сильная подверженность повреждениям и повышенная шумность, что в итоге и не позволило пойти проекту в серию.

К 1970 году почти у всех стран, обладающих собственным военным флотом, уже были военные катера или корабли на подводных крыльях (гидрофойл, водолёт).

Гидрофойл в парусном спорте

Парусный спорт и спорт

Так как парусный спорт — это работа с эффективностью и сопротивлениями, гидрофойл просто не смог пройти мимо этого древнейшего спортивного направления. Самыми эпичными технологически продвинутыми представителями гидрофойла в парусном спорте, являются огромные карбоновые тримараны, участвующие в Кубке Америки.

В данном случае «эпичный» это не просто красивое слово - высота паруса этих красавцев достигает 200 футов или 60 метров, а это не много ни мало высота 24 этажного дома! Размеры парусов также зашкаливают: грот площадью 465 квадратных метров, стаксель площадью 325 квадратных метров и генакер площадью 650 квадратных метров.

Подводные крылья этих сверхтехнологичных «яхт» представляют из себя длинные, сильно изогнутые плавники. Максимальная скорость 40 узлов (75 км/ч) при скорости ветра 20 узлов.

Гидрофойл с кайтом, кайтфойлинг, kitefoil

Гидрофойл с кайтом (кайтфоил, kitefoil) получил очень бурное развитие и открыл возможность путешествовать на огромные расстояния (100 км в день не является чем-то сверхсложным).

Впечатляющие ходовые качества - лавировочные углы под 45 градусов, апвинд (vmg, up-wind) более 20 км/ч и возможность прыгать в высоту выше 10м при скорости ветра 4 м/c.

С 2024 года кайтинг на гидрофойле в формате курс-рейс включен в программу олимпийских игр.

Гидрофойл Летящий стул, kitefoil

Многие сёрферы также перешли на гидрофойл. Используя так называемый пампинг доской (интенсивное раскачивание), на волну можно не заплывать, а заехать. Сёрфить без остановки, не сходя с крыла… звучит заманчиво.

С приходом гидрофойла, к водным лыжам и вейкбордингу добавился «Летящий стул» - стул с гидрофойлом тянут за катером, можно закладывать виражи и исполнять головокружительные трюки в прыжке.

Метеор, Ракета, Восход

Гражданское судоходство

Первое пассажирское судно с использованием гидрофойла появилось в 1952 году в Швейцарии. PT10 «Freccia d'Oro» («Золотая стрела») могла развивать скорость 35 узлов (65 км / ч).

С 1957 года Советский Союз активно развивал гражданское применение подводных крыльев. Наиболее известны следующие пассажирские модели теплоходов: «Восход», «Ракета», «Метеор». И довольно редкие «Комета» и «Полесье». «Метеор» являлся самым крупным из скоростных (максимальная скорость 80 км/ч) пассажирских судов на подводных крыльях, имел длину 35 метров и штатно мог перевозить 124 пассажира. «Восход» же напротив был самым маленьким, длинна 28 метров и пассажировместимость 71 человек.

Теплоход Метеор 120Р

В настоящее время использование гидрофойлов для перевозки пассажиров по воде продолжает активно развиваться во всём мире.

С 2013 года в России возобновлено производство быстроходных судов. Появились новые модели теплоходов и катеров: "Комета 120М", «Чайка», «Валдай 45Р», «Метеор 120Р», «Циклон 250М», «Сагарис», Электрокатер «Молния».

Как работает гидрофойл?
Распределение давлений на крыле гидрофойла

    Вода подчиняется тем же самым законам что и воздух, хотя и имеет значительно другой уровень вязкости и плотности. Это позволяет использовать принципы аэродинамического крыла в воде и заставить гидрофойл лететь.

Подводное крыло, двигаясь сквозь воду, точно так же, как и крыло самолёта создаёт подъёмную силу. Поток воды отклоняется вниз, создавая разницу давлений с разных сторон крыла. Эта разница давлений сопровождается разницей скоростей в соответствии с принципом Бернулли, поэтому поток вокруг крыла гидрофойла имеет более высокую скорость с одной стороны, чем с другой.

При использовании в качестве подъемного элемента на лодке на подводных крыльях эта восходящая сила поднимает корпус судна, уменьшая сопротивление и увеличивая скорость. Подъемная сила в конечном итоге уравновешивается весом корабля, достигая точки, когда подводное крыло больше не поднимается из воды, а остается в равновесии. Поскольку волновое сопротивление и другие мешающие силы, такие как различные типы сопротивления на корпусе устраняются по мере того, как корпус поднимается вверх, турбулентность и сопротивление в большей степени действуют на гораздо меньшую площадь поверхности подводного крыла и в меньшей степени на корпус, создавая заметное увеличение скорости.

Где можно посмотреть в живую на гидрофойл?
Гидрофойл с кайтом на закате

       К счастью в России можно не только посмотреть, но и прокатиться на самом настоящем гидрофойле, при этом даже не надо обладать никакими навыками.

Пассажирские суда на подводных крыльях ходят в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ярославле, Сочи, Геленджике, Нижнем Новгороде, Казани, Новороссийске, Иркутске, Сортавале. При этом стоимость билетов более чем приемлемая. Например, экскурсия «Метеор в Петергоф и обратно с отправлением от Эрмитажа» обойдётся для взрослого 2600р (2023г).

Что бы посмотреть на гидрофойл в более экстремальной версии, можно посетить ближайший к вам летний кайт спот. Что бы застать летающих кайтеров (гидрофойлисты), обязательно посмотрите прогноз ветра, он должен быть от 3 до 10 м/c. А для того чтобы оказаться ближе, возьмите напрокат лодку, катамаран, водный велосипед или сапборд. Можно взять с собой еды и, если удастся подобраться очень близко, покормить летающих кайтеров.

Ну а в случае если вы хотите не только смотреть или кататься, а самостоятельно управлять гидрофойлом, то вам придётся пройти не быстрый путь обучения в кайт школе. Но пройдя все трудности вы будите впечатлены, поверьте возможность летать над водой приносит неимоверно прекрасные эмоции. Летающие кайтеры говорят: «Достаточно один раз прокатиться с гидрофойлом на закате, и ты уже никогда не будешь прежним. Море начнёт звать по ночам…»

Статья впервые опубликована: 30 июня 2023

Дата последнего обновления: 01 сентября 2023

Цены на сайте не являются публичной офертой